Вопрос ресурса двигателя чаще волнует покупателей поддержанного транспорта. Логично, ведь покупая б/у автомобиль, не хочется тратиться еще и на капитальный ремонт агрегата через 30-40 тысяч км. Поэтому стоит знать, какой средний ресурс двигателя в покупаемой машине и через сколько придется покупать запчасти для ремонта.
Расскажем, какой ресурс работы в среднем закладывают производители в силовые установки, сколько они выживают у среднестатистического водителя в России и когда его придется ремонтировать с учетом особенностей и практической эксплуатации.
Средний срок службы современных двигателей
Были слухи, что на старых иномарках стоят буквально «неубиваемые» двигатели, которые при своевременном обслуживании преодолевают отметку в миллион километров. Но учитывая изменения в мировой экономике, глобализацию производства и постоянные ужесточения экологических норм, оснащать автомобили вечными двигателями нецелесообразно.
Чтобы дойти хотя бы до 500 000 км, среднестатистическому водителю с пробегом 30 000 км в год придется ездить на одной машине 15 лет. За это время сам автомобиль рассыплется, его оснащение и безопасность безнадежно устареют, а двигатель не будет вписываться в актуальные экологические стандарты.
Кроме этого, на вечные двигатели автовладельцы не будут покупать запчасти для ремонта, а вторичный рынок тоже надо поддерживать. Таким образом, сокращаться ресурс ДВС выгодно не только из-за постоянно меняющихся экологических стандартов, но и в экономическом плане.
В среднем ресурс современных двигателей – 300 000 км. Но это относится только к тем агрегатам, которые выпустили надежные производители. Остальные ДВС, собранные «на коленке» в Китае, пройдут не больше 200 000 км. Что касается отечественного автопрома, то тут показатели меньше 180 000 км.
Но это средние показатели, в каждом случае все зависит от индивидуальных условий эксплуатации. В одном случае не самый качественный двигатель может пройти 400 000 км, в другом – не больше 150 000 км. Другими словами, ресурс мотора – это относительная величина.
Все зависит от стиля езды. Одни водители нагружают и раскручивают двигатель, другие ездят в среднем диапазоне оборотов. Кто-то тщательно подходит к выбору смазки, масла, свечей и других деталей, сокращают интервалы их замены. Другие меняют свечи только тогда, когда искра появляется через раз, да и масло меняется через раз. Главное – как вы ухаживаете за своим автомобилем.
Производители форсируют силовой агрегат турбонаддувом, изменением фаз газораспределения и другими способами для увеличения мощности в сравнении с базовыми аналогами. Параллельно с этим они снизили вес силового агрегата за счет использования более легких материалов, например, алюминиевый сплав вместо чугуна, и особого покрытия, например, Никасила или Алюсила.
За последнее время двигатели стали более оборотистыми, технологичными и сложными, увеличилась степень сжатия, была повышена температура термостатирования, двигатели стали работать на сверхобедненных смесях (например, двигатель GDI) в целях максимальной экономии топлива.
Другими словами, двигатели стали небольшими по объему, но максимальными по мощности и крутящему моменту. Да, двигатели старого поколения имели увеличенный ресурс, большой рабочий объем, изготавливались из прочных материалов, но в отличии от моделей нового поколения, они не были так механически нагружены, да и потребляли больше топлива.
Несмотря на то, что современные технологии производства деталей и точности сборки шагнули на порядок выше, производители все равно изготавливают «одноразовые» двигатели, которые отрабатывают свой гарантийный период (100-150 000 км) и такой же вторичный. Так средний показатель ресурса современных двигателей упирается в отметку 300 000 км.
Данное утверждение относится к классическим, атмосферным двигателям. Что касается о ДВС с турбинами, большая мощность при небольшом рабочем объеме сокращает их ресурс как минимум на треть, то есть до 200 000 км до ближайшего ремонта. Турбодизели имеют среднюю отметку 300-350 000 км.
Стоит сказать, что производители «одноразовых» двигателей не предусматривают ремонта для увеличения ресурса: нет возможности расточить блок цилиндров, в каталогах запчастей отсутствуют ремонтные поршни, кольца и другие детали. Можно решить вопрос ремонта гильзовкой блока, но сумма восстановления агрегата получится значительной – 20-30% от стоимости автомобиля.
Полезные советы
Из всего перечисленного понятно, что современные классические двигатели работают не больше 300 000 км, при должном уходе и аккуратном обращении возможно до 450 000 км. Форсированные двигатели могут стать исключением. Например, 3-цилиндровые агрегаты на компактных малолитражках с объемом около 1.0 литра работают не больше 180 000 км.
Мы составили сравнительную таблицу ресурса двигателей иномарок, чтобы показать средние показатели у иномарок и отечественных автомобилей:
Эти только лишь усредненные показатели. Можно встретить ВАЗ, который отходил уже больше 250 000 км без капитального ремонта двигателя.
Чем проще силовая установка, тем больше она «пройдет» при должном уходе и своевременном техобслуживании, в сравнении с высокотехнологичными форсированными атмосферными или турбированными моделями. Во многих случаях, чем меньше мощности было снято с каждого «кубика» объема, тем больше будет ресурс ДВС. При выборе поддержанного автомобиля учитывайте этот факт.